Коммуникации и личная эффективность

Что такое коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки (КН) – это мастерство передачи и получения информации. На первый взгляд – все просто, ведь дети обучаются этому еще до года. Но нужно понимать, что речь не столько про обмен информации, сколько в способности точно выражать свое мнение и понимать, о чем говорит собеседник.

Коммуникативные навыки как личная эффективность – это софтскилл, который есть почти у каждого продвинутого специалиста. Они позволяют избегать конфликтов, недопонимания, быстрее принимать решение, а это экономит ресурсы организации.

Способности будут полезны спикерам, вне зависимости от сферы деятельности. И сегодня расскажем, как их развить.

Как развить коммуникативные навыки

Начать стоит с простейших принципов, которые помогут решить проблемы с недопониманием и конфликтами:

● Уберите причины, которые мешают эффективному общению: стресс, дефицит внимания, агрессивные невербальные сигналы. Держите эмоции под контролем, слушайте собеседника, вежливо улыбайтесь – общаться станет намного легче.

● Перенимайте чужие привычки. У большинства топ-менеджеров и руководителей прекрасные способности к коммуникации. Перенимайте привычки у них: какой тон голоса и язык тела они используют, как решают конфликты и противоречия.

● Узнайте мнение друзей и знакомых о своих КН. Самостоятельно трудно определить, насколько вы эффективны. Взгляд со стороны поможет в этом разобраться.

● Больше практикуйтесь. КН – это привычка, которая должна стать частью вас. И чтобы она прижилась, чаще общайтесь с людьми и практикуйтесь. Необязательно это делать в реальной жизни: начните с блога или социальной сети.

Принципы и правила эффективной коммуникации

Эффективное общение возможно только при взаимопонимании. И чтобы правильно доносить информацию, придется усвоить принципы:

● Старайтесь не только говорить, но и слушать. Двустороннее общение ведет к заинтересованности всех участников беседы;

● Прикладывайте усилия, чтобы воспринять информацию спикера;

● Соблюдайте четкость, структурированность и краткость;

● Доверяйте и уважайте спикера, не сомневайтесь в его компетентности;

● Обязательно проявляйте эмоции, не нужно говорить монотонно;

● Будьте терпеливы и снисходительны к минусам собеседника.

Кроме этого, эффективное общение должно быть:

● Объективным;

● Современным;

● Направленным;

● С обратной связью;

● Порционной;

● Прозрачной.

Качество общения зависит не только от передачи информации: важно ее формирование и развитие. Общение и подача сведений связаны друг с другом. Старайтесь формировать информацию таким образом, чтобы спикеру было проще ее усвоить.

Правильное слушание

Мысли куда-то улетают во время разговора? Вполне нормальная реакция на информационный шум, но это путь к деструктивной коммуникации.

Прежде всего, научитесь слушать спикера. Вникайте в детали, даже если они вам не интересны. Как минимум это поможет расширить поле для разговора, чтобы перевести его в нужное русло.

Невербальные методы коммуникации

Если голосом мы передаем информацию, но невербальными методами доносим собственное отношение к разговору. Как показывают исследования, жесты, мимика, поза влияют на эффективность общения. Через невербальные сообщения мы передаем порядка 90% информации о том, как мы относимся к разговору и какую позицию занимаем.

Задач у невербальных сигналов несколько:

● Повторение вербального сообщения;

● Вступление в конфликт;

● Замена вербального сообщения;

● Усиление устной информации;

● Подчеркивание и интонация.

Важно! Жестикуляция не должна быть нарочитой. Собеседник не должен чувствовать давления с вашей стороны.

Приемы управления вниманием

В эффективном общении спикеру важно завладеть вниманием собеседника. Проще всего это делать с помощью следующих приемов:

Нейтральные фразы. Начните говорить с предложения, которое обращено к собеседнику, но не связано напрямую с темой разговора.

Повышение голоса. Чтобы сделать акцент на конкретном моменте при общении, чуть повысьте голос.

Похвала авансом. Обычно этот прием используют при общении с подчиненными. Например, босс дает сотруднику задание, подчеркивая, что уверен в успехе. Это повышает самооценку собеседника и мотивацию к работе.

Прямые и косвенные акценты. Используйте специальные фразы, вроде «отмечу», «подчеркну» и другие.

Решение конфликтных вопросов

Важно понять, что конфликт – это нормально. Он происходит, когда у людей не сходятся мнения и они не хотят менять свою позицию. При этом для развития отношений конфликты полезны, а избегание и предотвращение – не всегда помогает.

Идите на конфликт, но без агрессии. Учитесь быстро и качество их решать, делайте выводы и ищите личную стратегию. Найдите первопричину конфликта и разрешите его так, чтобы удовлетворить всех участников.

Цены

Проще всего повысить КН на спецкурсах. Профильные программы есть у многих онлайн-школ, и стоимость варьируется от 6 до 55 тысяч. Также на рынке много книг от мэтров эффективного общения:

● Марк Роудз, «Как разговаривать с кем угодно»;

● Эл Свитцлера, Джозефа Гренни, Керри Паттерсон, «Трудные диалоги»;

● Нина Зверева, «Правила делового общения»;

● Джек Шафер, Марвин Карленс, «Включаем обаяние по методике спецслужб».

Зачем развивать коммуникативные навыки?

Нетворкинг

Повышать личную профессиональную деятельность с помощью круга друзей и знакомых намного проще. И эффективное общение – лучший помощник в карьерном росте.

Развитие личности

КН поможет понимать других, развивать личные и профессиональные качества. Это во многом влияет на ваши отношения, обеспечивает личностный рост и мотивацию.

Продуктивность

Эффективное общение жизненно важно, чтобы вести переговоры по работе. Чем лучше вы освоили эти знания, тем проще доносить свои мысли и решать задачи.

Автор

Наталья Кондратова

Психоаналитический бизнес-консультант Более 20 лет в корпоративной среде на руководящих должностях Игропрактик, вдохновитель, мотиватор

Предыдущая запись

Лайф-коучинг