Коучинг для предпринимателей

Зачем нужен коуч предпринимателю?
Главная задача коуча – это научить руководителя лидерству. Большой опыт, навыки и квалификация не означает, что сотрудники будут прислушиваться к указаниям и выполнять свои обязательства. Многие руководители пытаются идти по пути авторитарного управления, микро-менеджмента или даже абсолютной охлократии. В итоге департамент, в котором больше 70% сотрудников – профессионалы, не выполняет свои нормы.
Коучинг помогает руководителю получить уважение от подчиненных, но без страха. С его помощью управленец открывает те внутренние качества, которые необходимы для работы с разными людьми без давления и постоянных упреков.
Коучинг для предпринимателей и команд будет полезен всем, кто работает с людьми, но обычно к нему прибегают:
· Руководители департаментов;
· Топ-менеджеры;
· Генеральные директоры;
· Менеджеры среднего звена.
Эксперт берет на себя часть ответственности, помогает принимать решения и менять стиль руководства.
Что такое коучинг для предпринимателей
Это разновидность консультирования, которая направлена на решения проблем бизнесменов и руководителей с командой. Сюда входит:
· Слабая лидерская позиция;
· Отсутствие управленческих навыков;
· Отсутствие мотивации к дальнейшим действиям;
· Низкая эффективность сотрудников и руководителя.
Виды коучинга для предпринимателей
Существует несколько видов коучинга для лидеров.
По численности
Чаще всего сессии проводятся «один на один», когда коуч разговаривает напрямую с руководителем и помогает решать конкретную проблему в управленческом стиле. Но также консультации бывают и групповыми, например, для всех топ-менеджеров или управленцев среднего звена.
Организационная сессия будет полезна, чтобы повысить общий лидерский настрой. Коуч поможет решить основные управленческие проблемы в департаменте или компании, а также улучшить корпоративную политику.
По формату
Раньше все сессии проходили только в офлайн-формате, но сегодня больше человек выбирают онлайн-консультации. Они обходятся дешевле, к тому же вы можете обратиться к спикеру из Москвы или Санкт-Петербурга, если в вашем городе их нет.
При очной встрече необходимо либо пригласить спикера на свою территорию, либо приехать в свой кабинет. Для групповой сессии понадобится арендовать помещение или коворкинг.
По уровню значимости
Сессии бывают трех видов:
· Оперативные. Решают моментальные задачи, когда необходима правовая или информационная поддержка.
· Тактические. Решают среднесрочные и краткосрочные бизнес-задачи, например, найм новых сотрудников или кадровые перестановки.
· Стратегические. Необходимы для глобального изменения управленческой стратегии и развития компании.
Как проводится коучинг
Консультирование состоит из нескольких этапов:
· Знакомство. Обычно проходит на первой сессии – коуч изучает своего клиента и устанавливает доверительные отношения.
· Определение целей. С помощью тестирования и интервьюирования коуч помогает клиенту поставить достижимые цели.
· Стратегическое планирование. Клиент вместе с экспертом составляет дорожную карту, где расписаны все пункты для достижения целей.
· Мотивация и поддержка. Коуч помогает клиенту достичь целей, поддерживая его и помогая с помощью набора психологических методик.
Инструменты
Коуч располагает десятками инструментов для решения задач клиента, которые выбирает в зависимости от ситуации. Среди основных – следующие четыре метода.
Открытые вопросы
Как правило, коуч использует метод в самом начале сессии, чтобы получить развернутую картину о состоянии руководителя. Цель вопросов – раскрыть свой потенциал и расширить представление о ситуации.
Кроме этого, на этом этапе коуч и клиент строят доверительные отношения и начинают понимать друг друга.
Также коуч может использовать этот метод и на других стадиях сессии, например, чтобы:
· Определить цели и задачи;
· Проанализировать ситуацию;
· Найти решение и сгенерировать идеи;
· Подвести итоги.

SMART
Удобный инструмент для постановки целей. SMART – это аббревиатура, которая раскрывает суть метода:
· Specific – цель должна быть ясной, точной и однозначной;
· Measurable – чтобы ее достичь, нужны четкие критерии для оценки прогресса и достижения;
· Achievable – цель должна быть реалистичной как для клиента, так и для коуча;
· Relevant- цель обязана быть долгосрочной и приоритетной, которая соотносится к ценностями клиента;
· Time-bound – должны быть сроки выполнения.
Шкалирование
Техника для определения текущей ситуации клиента. Помогает понять общую картину как клиенту, так и коучу. Обычно эксперт оценивает клиента от 1 до 10, где 1 – это желание, а 10 – выполнение.
Шкалирование может быть как открытым, так и закрытым, в зависимости от конкретной ситуации.
Колесо целей
Мощный инструмент и один из самых важных в консультировании. Помогает структурировать цели и расставить приоритеты. Коуч рисует круг, который делит на сектора, куда записывает результаты теста SMART или значение при шкалировании. Затем цели оценивают по важности и срочности.
«Колесо целей» необходимо клиенту для лучшего понимания самого себя. Чаще всего инструмент используют на первой сессии.
Стоимость
Цены зависят от количества сессий. В Москве и Санкт-Петербурге коучи берут от 5 до 30 тысяч рублей за сессию. Обычно в пакет входит также горячая линия. Стоимость целого курса зависит от конкретной ситуации и формата сессий.
Часто задаваемые вопросы
Как понять, что нужен коуч?
Если вы столкнулись с личностно-профессиональной проблемой, которую не можете решить. Например, невидны точки роста или нарушены коммуникации с сотрудниками.
В каких случаях коуч не поможет?
Коучи абсолютно бесполезны, когда необходимо решить профессиональную проблему, например, проанализировать бизнес или решить вопросы с низкой мотивацией у сотрудников.
Насколько эффективны коучи?
Эффективность коуча, с сертификатом Международной ассоциации коучей, составляет порядка 80%.

Автор
Гузаль Ошер
Психоаналитически - ориентированный психолог Карьерный консультант, сертифицированный асессор, коуч Руководитель проектов по оценке и развитию персонала Владелец бизнеса