Ситуационное лидерство
Кто такой – хороший лидер? Он должен быть либеральным или консервативным, демократичным или авторитарным? Правильного ответа нет, потому что настоящий лидер выбирает стиль управления в зависимости от конкретной ситуации.
В рамках модели ситуативного лидерства руководитель выбирает конкретный стиль управления в зависимости от ситуации и сотрудника. Теория построена на идее, что оптимальной лидерской позиции нет. Авторитаризм плохо работает на сотрудников без мотивации, а демократический – на работников без четкого тайм-менеджмента.
Гибкий подход основан на четырех шагах:
- Постановка задачи;
- Анализ отношений;
- Определение мотивации и компетенции;
- Выбор стиля управления для конкретной ситуации.
Какие бывают уровни сотрудника
Важно понимать, что уровень сотрудника и его стаж – это не тождественные понятия. Часто оказывается, что новичок оказывается более компетентным, чем «опытный». Во многом это определяют личностные качества, которые возможно развивать.
Руководитель должен определить, на каком уровне сейчас находится каждый подчиненный и выбрать соответствующий стиль управления. Всего их четыре:
- Новичок. Человек без опыта, который еще не способен выполнять задачи самостоятельно. Но зато в них больше энтузиазма, и грамотный наставник может сделать из новичка профессионала. Как правило, подчиненные этого уровня более трудолюбивы и мотивированы.
- Разочаровавшийся. Новичок, который уже получил определенный опыт и навыки, но попал в рутину и потерял энтузиазм. Уровень профессионализма при этом невысокий, поэтому поручать сложные задачи ему нельзя.
- Способный. Работник, у которого достаточно опыта и навыков, чтобы решать большинство вопросов самостоятельно. Отличный исполнитель, но с низкой мотивацией. Зачастую «способные» не хотят улучшать собственные навыки, что может привести к стагнации. Требуют поддержки от начальника и стимула для развития.
- Самостоятельные. Категория профессионалов с высоким уровнем самостоятельности, мотивации и компетенции. Им можно смело делегировать полномочия и позволять вести проекты.
Какие стили лидерства бывают
В соответствии с уровнями сотрудников, есть четыре модели управления:
- Директивный. Авторитарный стиль управления, который обычно применяют к новичкам. Задача менеджера – направить подчиненного в нужное русло: передать опыт и навыки. Кроме этого, директивный начальник будет полезен в экстренных ситуациях, когда команда не укладывается в дедлайн.
- Наставнический. Последнее слово все еще за руководителем, но вместо директивных указаний команда решает задачи обсуждениями. Чаще всего стиль используют для разочаровавшихся сотрудников, которым нужно влиться в коллектив и почувствовать свою важность при решении задач.
- Поддерживающий. В этом случае начальник становится частью команды, его двигателем и помощников. Большинство задач широко обсуждаются, а решения принимаются коллегиально.
- Делегирующий. Если коллектив состоит из профессионалов, руководитель может пустить ее в свободное плаванье. Это позволяет открыть талант и навыки команды, а также переложить на них часть ответственности.
Преимущества и недостатки подхода
Есть пять причин, почему ситуативное лидерство стало ключевой моделью управления:
- Удовлетворение сотрудников. Работники получают от руководства именно то, что им нужно: свободу действия, контроль, поддержку или доверие.
- Повышается уровень квалификации. Ситуативное лидерство развивает каждого подчиненного и повышает его уровень.
- Индивидуальное мотивирование команды.
- Рост авторитета руководителя.
- Гибкость в принятии решений.
Минус всего один – уровень квалификации руководителя должен быть очень высокий. Как минимум он должен хорошо понимать свои сильные личностные качества, управлять рисками и конфликтами, быть эмпатом и хорошим управленцем.
Часто задаваемые вопросы
-
Сколько длится программа?
Обычно программа длится 2-4 дня. За это время менеджеры получают необходимые навыки и знания по ситуативному руководству.
-
Кому нужно пройти обучение по данной программе?
Программа полезна любым управленцам, у которых есть проблемы с менеджментом:
- Низкая продуктивность отдела
- Большое количество балластных сотрудников;
- Непонимание, как работать с людьми.
-
Какие навыки вы получите?
Вы научитесь:
- Определение уровня сотрудников;
- Эффективное общение;
- Навыки социальной и трудовой психологии.
-
В каких сферах можно применять ситуационное лидерство?
Ситуативное лидерство полезно не только в бизнесе, но и в спорте, политике, молодежных организациях.

Автор
Нурия Архипова
Психоаналитически - ориентированный психолог Бизнес-тренер Ментор, наставник предпринимателей Владелец 4 бизнесов