Стратегическая коуч сессия

Что такое стратегическая сессия?

Стратегическая сессия – это разновидность командной работы, где участвуют ключевые фигуры: руководитель и специалисты организации. Главная задача консультации – составление долгосрочного или среднесрочного плана по развитию компании.

Обычно консультации выполняют в начале цикла планирования, и у большинства организаций он составляет год. Компании с поставленным бюджетированием обычно назначают собрание за два-три месяца до финализации бюджета.

Консультирование особенно важно, если организация находится в состоянии неопределенности: резкие изменения рынка, новые условия ведения бизнеса, например, появление сильного конкурента.

Цели стратегической сессии

Изначальная цель – определить набор проектов и инструментов для развития организации. Чаще всего, это не сиюминутные изменения, а игра в «долгую».

Но также у мероприятия есть и другие цели:

  • Понимание изменений рынка и своего место в нем;
  • «Продажа» команде требований к изменениям;
  • Объединение команды в цельную структуру;
  • Повысить вовлечение менеджеров.

Как провести стратегическую сессию?

Кратко разберем, как спланировать мероприятие и что для этого потребуется.

Популярные задачи стратегической сессии

Основных задач несколько:

  • Поиск точек роста для организации с учетом трендов рынка и аналитического материала;
  • Определение индивидуального плана на ближайшие пять лет;
  • Согласование приоритетов и целей в управленческом звене;
  • Принятие важных организационных решений;
  • Вовлечение сотрудников из высших структур в дела организации.

Пошаговые сценарий стратегической сессии

Проведение стратегической сессии может быть произвольной. Например, коучи часто проводят авторские курсы по индивидуальному плану. Ниже представлен типовой план по этапам:

  1. Формулировка целей. Коуч объясняет участникам, в чем суть консультации и какие результаты запланированы. После слушатели задают свои вопросы. Если вопросов нет, значит, аудитория не заинтересована в общении – нужна раскачка. Нужно обратиться к сотрудникам лично, чтобы снять стеснение.
  2. Правила и формат. Коуч рассказывает, как будет идти мероприятие и с каким материалом вы будете работать. Обычно собрание проходит по принципу мозгового штурма.
  3. Мозговой штурм. Стоит понимать, что «вялая» аудитория – не лучший помощник в брейнсторминге. Воспользуйтесь доступным визуальным материалом, вроде ассоциативных карт. Дайте слово каждому, чтобы сгенерировать длинный список идей. Оценивать и критиковать предложения не нужно – просто собирайте. В противном случае, некоторые участники могут закрыться, и вы потеряете перспективные альтернативы.
  4. Проведите оценку идей. Когда список предложений собран, приступайте к оценке. Включайте критику во всю, выбирайте самые перспективные решения и тщательно их проработайте. Возможно проводить сортировку самостоятельно или привлечь слушателей.
  5. Обобщение. Теперь из общего списка нужно отобрать до 15 самых перспективных альтернатив, которые смогут стать частью организационного плана. Если данных не хватает, повторите мозговой штурм еще раз.
  6. Соберите ядро. Это те идеи, которые станут опорой бизнеса. Каждый сотрудник и менеджер должен их осознать и заучить, т.к. они станут основой на следующие несколько лет.
  7. Проведите групповую рефлексию. Заключительный этап: подведите итоги, обменяйтесь опытом и зафиксируйте результаты.

Стоимость

На цену мероприятия влияет несколько факторов:

  • Формат. Простое онлайн-собрание стоит дешевле, т.к. все участники могут сидеть у себя дома. Оффлайн-мероприятие, напротив, требует аренды помещения и покупку еды для участников, поэтому цена выше.
  • Задачи. От этого зависит продолжительность консультации, стоимость аренды и других затрат.
  • Исполнитель. Коуч, модератор или фасилитатор обойдется от 50 до 500 тысяч за рабочий день.

Узнать точно, сколько стоит проведение, вы сможете у модератора. Если организуете мероприятие на своей территории, то стоимость будет почти нулевой.

Кто проводит стратегическую сессию

Модерировать собрание может любой сотрудник, который вовлечен в работу организации. Чаще всего, это либо топ-менеджер, либо собственник.

Не допускается коуч с авторитарным стилем управления. Если собственник злоупотребляет микро-менеджментом, лучше отдать ему роль помощника, т.к. он будет ограничивать свободу слова участников.

Также хороший вариант – пригласить коуча, опытного модератора или фасилитатора. Фасилитатор и модератор отличаются подходом: первый не знает результат, а обладает только набором инструментов, второй же знает результат заранее.

Кому нужно участвовать

Желательно, чтобы в собрании участвовал собственник организации или гендир. Во-первых, это повышает статус группового мероприятия, во-вторых, требует от команды большей ответственности.

Также в собрании должны участвовать высшие руководители, которые влияют на операционную работу организации.

Подготовка

Перед началом мероприятия все тщательно продумайте. Обычно для этого прибегают к диагностическим тестам и интервьюированию руководителей, чтобы понять ситуацию в организации, ее цели и задачи.

Планирование

Когда предварительный материал собран, необходимо составить план действий. Для этого возможно провести предварительный мозговой штурм, подобрать инструменты, выполнить SWOT-анализ или визуализацию.

План должен быть записан и строго структурирован. Также не помешает карта действий, чтобы коуч мог вести мероприятие без перерыва.


Автор

Нурия Архипова

Психоаналитически - ориентированный психолог Бизнес-тренер Ментор, наставник предпринимателей Владелец 4 бизнесов

Предыдущая запись

Лайф-коучинг