Стратегическая коуч сессия

Что такое стратегическая сессия?
Стратегическая сессия – это разновидность командной работы, где участвуют ключевые фигуры: руководитель и специалисты организации. Главная задача консультации – составление долгосрочного или среднесрочного плана по развитию компании.
Обычно консультации выполняют в начале цикла планирования, и у большинства организаций он составляет год. Компании с поставленным бюджетированием обычно назначают собрание за два-три месяца до финализации бюджета.
Консультирование особенно важно, если организация находится в состоянии неопределенности: резкие изменения рынка, новые условия ведения бизнеса, например, появление сильного конкурента.
Цели стратегической сессии
Изначальная цель – определить набор проектов и инструментов для развития организации. Чаще всего, это не сиюминутные изменения, а игра в «долгую».
Но также у мероприятия есть и другие цели:
- Понимание изменений рынка и своего место в нем;
- «Продажа» команде требований к изменениям;
- Объединение команды в цельную структуру;
- Повысить вовлечение менеджеров.

Как провести стратегическую сессию?
Кратко разберем, как спланировать мероприятие и что для этого потребуется.
Популярные задачи стратегической сессии
Основных задач несколько:
- Поиск точек роста для организации с учетом трендов рынка и аналитического материала;
- Определение индивидуального плана на ближайшие пять лет;
- Согласование приоритетов и целей в управленческом звене;
- Принятие важных организационных решений;
- Вовлечение сотрудников из высших структур в дела организации.
Пошаговые сценарий стратегической сессии
Проведение стратегической сессии может быть произвольной. Например, коучи часто проводят авторские курсы по индивидуальному плану. Ниже представлен типовой план по этапам:
- Формулировка целей. Коуч объясняет участникам, в чем суть консультации и какие результаты запланированы. После слушатели задают свои вопросы. Если вопросов нет, значит, аудитория не заинтересована в общении – нужна раскачка. Нужно обратиться к сотрудникам лично, чтобы снять стеснение.
- Правила и формат. Коуч рассказывает, как будет идти мероприятие и с каким материалом вы будете работать. Обычно собрание проходит по принципу мозгового штурма.
- Мозговой штурм. Стоит понимать, что «вялая» аудитория – не лучший помощник в брейнсторминге. Воспользуйтесь доступным визуальным материалом, вроде ассоциативных карт. Дайте слово каждому, чтобы сгенерировать длинный список идей. Оценивать и критиковать предложения не нужно – просто собирайте. В противном случае, некоторые участники могут закрыться, и вы потеряете перспективные альтернативы.
- Проведите оценку идей. Когда список предложений собран, приступайте к оценке. Включайте критику во всю, выбирайте самые перспективные решения и тщательно их проработайте. Возможно проводить сортировку самостоятельно или привлечь слушателей.
- Обобщение. Теперь из общего списка нужно отобрать до 15 самых перспективных альтернатив, которые смогут стать частью организационного плана. Если данных не хватает, повторите мозговой штурм еще раз.
- Соберите ядро. Это те идеи, которые станут опорой бизнеса. Каждый сотрудник и менеджер должен их осознать и заучить, т.к. они станут основой на следующие несколько лет.
- Проведите групповую рефлексию. Заключительный этап: подведите итоги, обменяйтесь опытом и зафиксируйте результаты.

Стоимость
На цену мероприятия влияет несколько факторов:
- Формат. Простое онлайн-собрание стоит дешевле, т.к. все участники могут сидеть у себя дома. Оффлайн-мероприятие, напротив, требует аренды помещения и покупку еды для участников, поэтому цена выше.
- Задачи. От этого зависит продолжительность консультации, стоимость аренды и других затрат.
- Исполнитель. Коуч, модератор или фасилитатор обойдется от 50 до 500 тысяч за рабочий день.
Узнать точно, сколько стоит проведение, вы сможете у модератора. Если организуете мероприятие на своей территории, то стоимость будет почти нулевой.
Кто проводит стратегическую сессию
Модерировать собрание может любой сотрудник, который вовлечен в работу организации. Чаще всего, это либо топ-менеджер, либо собственник.
Не допускается коуч с авторитарным стилем управления. Если собственник злоупотребляет микро-менеджментом, лучше отдать ему роль помощника, т.к. он будет ограничивать свободу слова участников.
Также хороший вариант – пригласить коуча, опытного модератора или фасилитатора. Фасилитатор и модератор отличаются подходом: первый не знает результат, а обладает только набором инструментов, второй же знает результат заранее.
Кому нужно участвовать
Желательно, чтобы в собрании участвовал собственник организации или гендир. Во-первых, это повышает статус группового мероприятия, во-вторых, требует от команды большей ответственности.
Также в собрании должны участвовать высшие руководители, которые влияют на операционную работу организации.
Подготовка
Перед началом мероприятия все тщательно продумайте. Обычно для этого прибегают к диагностическим тестам и интервьюированию руководителей, чтобы понять ситуацию в организации, ее цели и задачи.
Планирование
Когда предварительный материал собран, необходимо составить план действий. Для этого возможно провести предварительный мозговой штурм, подобрать инструменты, выполнить SWOT-анализ или визуализацию.
План должен быть записан и строго структурирован. Также не помешает карта действий, чтобы коуч мог вести мероприятие без перерыва.

Автор
Нурия Архипова
Психоаналитически - ориентированный психолог Бизнес-тренер Ментор, наставник предпринимателей Владелец 4 бизнесов